Куранты,
13 сентября 1996 г.
Плачущие миллиарды 974 просмотра
Что происходит с нашими деньгами, которые ежемесячно перечисляются на обязательное медицинское страхование.
Почти на трех десятках страниц убористого компьютерного текста — только факты. Факты многочисленных финансово-хозяйственных нарушений в работе Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (МГФОМС). Это акт ревизии, которую провели весной нынешнего года сотрудники Контрольно-ревизионного управления (КРУ) Минфина РФ по городу Москве.
С тех пор прошло несколько месяцев. Но, поскольку официальная реакция на документ, затрагивающий интересы всех москвичей, последовала лишь в августе, редакция сочла необходимым ознакомить с ней читателей. Перепечатать в газете весь акт нет возможности. Приводим лишь наиболее характерные выдержки из него.
«Ревизией установлено: Московский городской фонд обязательного медицинского страхования (далее Фонд) создан Московским городским Советом народных депутатов и Правительством Москвы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования (далее ОМС). Фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением и осуществляет свою деятельность в соответствии с законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РСФСР» и Положением о Фонде, утвержденным 05.07.93 г. Правительством Москвы и Московским городским Советом народных депутатов…
В 1995 году и I квартале 1996 г. в систему ОМС Москвы вошло 610 лечебно-профилактических учреждений (далее ЛПУ). По состоянию на 01.01.96 г. финансирование 593 учреждений производилось через 23 страховые компании, а 17 — непосредственно из Фонда...
За счет средств Фонда в 1994 году оплачены расходы, не предусмотренные программой ОМС, в общей сумме 120,1 млрд руб., в 1995 году — 464,1 млрд руб., в том числе на капвложения, предоставление кредитов, подготовку ЛПУ к ОМС, оказание благотворительной помощи… Затраты в сумме 95,1 млрд руб. необоснованно отражены в отчете как расходы по программе ОМС. В результате искажены отчетные данные по финансированию ЛПУ на эту сумму…
Фонд недостаточно прогнозировал финансовую устойчивость коммерческих банков, в которых размещались транзитные счета по учету страховых взносов плательщиков. Так, с августа 1995 года закрыты счета в коммерческом банке «Тэпкомбанк» и с октября — в Свибловском филиале Русского национального банка. Задолженность по ним составила соответственно 34,3 млрд руб. и 24,8 млрд руб., которая до настоящего времени не возмещена…
В нарушение Закона РСФСР… и разъяснений Центрального банка… Фонд при отсутствии лицензии в 1994-1995 годах предоставлял кредиты различным организациям, страховым компаниям и коммерческим структурам за счет страховых платежей и доходов от временно свободных средств ОМС на общую сумму 110,1 млрд руб.
Фонд слабо контролировал выполнение договорных обязательств заемщиками и не взыскивал штрафные санкции в полном объеме при невыполнении условий договора… Кредиты предоставлялись в отдельных случаях без анализа необходимой потребности в этих средствах, что позволяло медицинским учреждениям использовать их не по целевому назначению…
По договору от 28.02.94 г. № 26/94 сроком на один год Фонд перечислил кредит в сумме 20 миллиардов рублей коммерческому банку «Интермедбанк» на закупку лекарственных средств для аптечной сети Москвы. Из выделенных средств 5 млрд руб. с 24 февраля 1994 года оставались в распоряжении коммерческого банка, а 10 млрд руб. предоставлены коммерческому банку «Индустрия-Сервис» по договору о совместной деятельности. В декабре 1994 года… «Интермедбанк» возвратил только 10 млрд руб. Несмотря на это, Фонд заключил с ним дополнительное соглашение и продлил сроки возврата кредита. В январе 1995 года при наличии просроченной задолженности в 10 млрд руб. Фонд выделяет дополнительно еще 5 млрд руб. Неоднократно меняя сроки возврата кредита, Фонд предоставлял коммерческому банку возможность использовать в обороте средства Фонда с февраля 1994 года… Встречной проверкой использование этих средств по целевому назначению документально не подтверждено…
Фонд нарушал «Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе ОМС граждан» от 19.08.93 г. № 03-01 в части оплаты за счет средств ОМС счетов-фактур учреждений, финансируемых из федерального бюджета, тогда как выделение ассигнований этим учреждениям может осуществляться за счет средств ОМС при условии передачи финансирования… с федерального на местный уровень. Всего за 1995 г. только по шести проверяемым страховым компаниям оплачены счета-фактуры 45 учреждениям, состоящим на федеральном бюджете, на общую сумму 208,1 млрд руб.
Со стороны Фонда слабо осуществляется контроль за своевременностью финансирования ЛПУ, расчеты с ними во всех проверенных компаниях производились с нарушением сроков, определенных договорами…
Всего за 1995 год по 8 страховым компаниям несвоевременно перечислено финансирование 274 медицинским учреждениям с задержкой от 1 дня до 8 месяцев, при этом пени за просрочку составили в общей сумме 18,7 млрд руб. Слабый контроль со стороны служб Фонда за выполнением порядка финансирования программы ОМС… позволил страховым компаниям и лечебным учреждениям использовать средства ОМС для оплаты расходов по добровольному медицинскому страхованию…
Институт клинической экспериментальной иммунологии заключил с компанией «Акуб» договор на сумму 219 млн руб. на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию своим 365 сотрудникам. Услуги оплачены за счет сокращения ассигнований на питание больных, приобретение медикаментов, мягкого инвентаря. В то же время в клинике не соблюдались натуральные нормы питания… Во втором полугодии 1995 года в соответствии с этими нормами недодано больным: картофеля 6986 кг, овощей — 7858 кг, фруктов — 2293 кг, соков — 2832 кг, рыбы — 680 кг, творога — 556 кг, яиц — 12 807 шт. Обеспеченность мягким инвентарем ниже норм оснащения… на 586 простыней, 514 пододеяльников и 3020 пеленок…»
Даже эта малая толика из акта КРУ дает представление о том, как вольно обращаются в Фонде со страховыми платежами, которые в размере 3,6 процента фонда оплаты труда каждый месяц перечисляют на его счет московские предприятия и организации всех форм собственности. А деньги это немалые. Предполагается, что в нынешнем году в руках Фонда окажется примерно 3,3 триллиона рублей ассигнований на нужды здравоохранения города. И оттого, как они используются, в немалой мере зависит состояние нашей бесплатной медицины.
Многие москвичи по собственному горькому опыту знают, что происходит в общедоступных поликлиниках и больницах. В них остро не хватает врачей-специалистов, которые из-за низкой оплаты уходят в коммерческие и ведомственные учреждения. Чтобы попасть на стационарное лечение, подчас приходится ждать очереди несколько месяцев. В больницах практически нет нянечек и уборщиц, и вся их работа ложится на плечи медсестер и самих больных. Причина та же — оскорбительно мизерная оплата труда. В стационарах не хватает самых элементарных лекарств, не говоря о новейших эффективных препаратах. При госпитализации больные должны захватить из дома тарелки, чашки, ложки и т.д. Вместо уток для лежачих пациентов используются пластмассовые бутылки из-под пепси-колы с обрезанными горлышками. А в некоторых клиниках послеоперационных больных при осмотрах и перевязках кладут не на стерильные простыни или пеленки, а на многоцветную рекламную газету «Экстра М».
Можно привести еще немало «чудес» из жизни наших больниц и поликлиник, и все они прежде всего от нищеты. Средств, как бюджетных, так и страховых, явно недостаточно, чтобы хоть как-то приблизить наши некоммерческие медучреждения к цивилизованному уровню. Поэтому деньги, которые есть, должны использоваться со строго выверенной рациональностью. И уж ни в коем случае нельзя допускать, чтобы из них что-то пропадало или уходило не по назначению. Но, как мы могли убедиться из приведенных фрагментов акта КРУ, в Фонде многое происходит как раз наоборот.
Вместе с тем сами служители Фонда с достойной лучшего применения заботой пекутся о своих нуждах. В акте КРУ приводятся факты выдачи многомиллионных беспроцентных ссуд сотрудникам Фонда. Только за два года их сумма составила 627,9 миллиона рублей. А, например, частному охранному предприятию «Нефтек-СБ» с февраля 1995 г. по март 1996 г. заплачено за личную охрану исполнительного директора Фонда И.В.Ломакина-Румянцева 311,7 миллиона рублей. Здесь, как следует из акта, не жалеют средств и на покупку автомашин. За 1993-1995 годы приобретено 28 новых автомобилей. А уже в нынешнем году 10 из них продали «с деформацией элементов кузова по договорным ценам».
Хотя в штатных расписаниях Фонда в 1993-1996 годах не предусмотрена должность председателя правления Фонда, на ее содержание израсходовано 35 миллионов рублей.
В акте приведено немало других грубых нарушений штатной дисциплины, сомнительных операций с недвижимостью и других «художеств» исполнительной дирекции Фонда.
Что же произошло после ознакомления с актом КРУ руководства московского правительства?
12 августа 1996 года за № 721-РП вышло распоряжение премьера правительства Москвы «О результатах проверки КРУ Минфина РФ финансово-хозяйственной деятельности Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (МГФОМС)». Вот его текст:
«В целях ликвидации ряда нарушений в финансово-хозяйственной деятельности МГФОМС, выявленных ревизией КРУ Минфина РФ:
1. Комплексу социальной сферы (Коробченко В.А.) совместно с правлением фонда в срок до 10.08.96 разработать комплексный план по устранению отмеченных недостатков.
2. Принять к сведению заявление исполнительного директора МГФОМС Ломакина-Румянцева И.В., что освобождены от занимаемых должностей первый заместитель и заместитель директора, главный бухгалтер и управляющий делами дирекции, ряд работников понижены в должности и наказаны в дисциплинарном порядке и материально.
Также принять к сведению заявление Ломакина-Румянцева И.В., что в настоящее время устранены нарушения в организации бухгалтерского учета, которые позволили вернуть средства в объеме более 16 млрд руб.
3. За допущенные недостатки в работе исполнительному директору МГФОМС Ломакину-Румянцеву И.В. объявить выговор.
4. Указать заместителю Премьера Правительства Москвы Коробченко В.А. на недостаточный контроль за деятельностью МГФОМС.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Премьера Правительства Москвы Коробченко В.А.
Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков».
Создается впечатление, что люди, готовившие распоряжение, дали на подпись Юрию Михайловичу невыверенный документ.
Во-первых, как в срок до 10.08.96 можно разработать план по устранению недостатков, если распоряжение издано 12 августа 1996 г.?
Во-вторых, почему принимается к сведению заявление Ломакина-Румянцева о том, что освобождены от занимаемых должностей первый заместитель и заместитель директора, когда во время выхода распоряжения они были в отпуске, а в настоящее время продолжают работать на прежних должностях, и в природе нет никакого документа об их увольнении?
И, в-третьих, почему контроль за выполнением распоряжения возлагается на В.А.Коробченко, когда он одновременно является председателем правления Московского городского фонда обязательного медицинского страхования?
И еще одна загадка. Совершенно непонятно, почему, судя по распоряжению, среди виновных в финансовых нарушениях оказался заместитель исполнительного директора Леонид Колосов. Известно, что он не имеет отношения к финансовой деятельности Фонда, не является материально ответственным лицом и не наделен правом подписи денежных документов. Тем не менее экономисту по образованию, распорядителю кредитов Ломакину-Румянцеву лишь объявляется выговор, а Колосова, единственного в руководстве исполнительной дирекции Фонда дипломированного врача, собираются уволить за финансовые нарушения.
Александр ВЕХИН
Вся пресса за 13 сентября 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Учет и отчетность, Столица, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование, Обязательное медицинское страхование, Добровольное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
RUGRAD.EU, Калининград, 25 ноября 2024 г.
Калининградскую область поставили на 17 место по безаварийным водителям
|
|
РИАМО, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Баканов: повышение штрафа за отсутствие ОСАГО давно напрашивалось
|
|
NEWS.ru, 25 ноября 2024 г.
Юрист раскрыл, что могут получить пассажиры загоревшегося в Турции самолета
|
|
genproc.gov.ru, 25 ноября 2024 г.
В Саратовской области прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве на сумму более 13,5 млн рублей
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
В РСА назвали регионы-лидеры по числу убыточных договоров ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 25 ноября 2024 г.
За ущерб фруктовым садам выплачена рекордная сумма аграрного страхования
|
|
Деловой Петербург, 25 ноября 2024 г.
Власти Ленобласти взяли на контроль выплаты пострадавшим в Новоселье
|
|
Наша версия, 25 ноября 2024 г.
Деньги страхователей достались страховщикам
|
|
Интерфакс, 25 ноября 2024 г.
Большинство убыточных договоров ОСАГО за год отмечалось в Дагестане и Чечне
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Названы сферы с самыми высокими зарплатами в России в сентябре
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Более 20 тысяч компаний получили поддержку Группы РЭЦ за десять месяцев
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
Кибератаки обошлись британским компаниям в $55 млрд за последние 5 лет
|
|
Капитал.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Азамат Керимбаев: Пора вводить такое понятие как «страховой скоринг»
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
АИС страхование будет дважды проверять отсутствие ОСАГО по данным с дорожных камер – НСИС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор представил итоги развития страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Бывшего архангельского адвоката осудили на 8 лет за аферы на 32 млн руб
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор Сингапура выпустил правила одобрения продуктов для отрасли страхования жизни
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|